Арктический терминал по отгрузке нефти с Новопортовского месторождения – новый форпост освоения Севера России

А.М. Чернер, Д.А. Сугаипов, В.В. Крупенников, С.С. Девятьяров, И.Л. Сандлер, В.Л. Коликов, Р.А. Азимов, С.О. Франк, А.Л. Рахманов, А.С. Казьмин, В.Д. Богданов

Источник: Журнал «Нефтяное хозяйство»

Стратегия компании «Газпром нефть» предусматривает достижение уровня добычи 100 млн т нефтяного эквивалента к 2020 г. Половину этого объема обеспечивают крупные проекты компании, осуществление которых направлено на создание новых кластеров добычи углеводородов на севере Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), в Волго-Уральском регионе, Восточной Сибири, на арктическом шельфе и Ближнем Востоке. Основным гарантом коммерческого пуска месторождений в эксплуатацию стал конвейер реализации проектов, основанный на выстроенной в компании системе управления проектами1. Особенно важным в выполнении крупных проектов разработки нефтегазоконденсатных месторождений севера России стало успешное решение логистических проблем вывоза продукции.

С 2014 г. ведется коммерческая добыча нефти на месторождении Приразломное, где построена и пущена в промышленную эксплуатацию уникальная морская ледостойкая платформа. Этот первый проект на арктическом шельфе России, его инфраструктура и логистическая транспортная система стали форпостом дальнейших шагов по освоению данного региона.

Следующим важным этапом для компании станут пуск в эксплуатацию Новопортовского месторождения, отгрузка нефти через строящийся Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти в танкеры и отправка ее Северным морским путем в Европу. Кроме компании «Газпром нефть», сложнейший в логистическом отношении северный регион осваивают другие компании. Так, продолжается строительство самого северного в России нефтепровода Заполярье—Пурпе, являющегося частью транспортной системы Заполярье—Пурпе—Самотлор, протяженностью 900 км. Этот проект включен в государственную программу комплексного освоения месторождений углеводородного сырья ЯНАО и Красноярского края. Нефтепровод Заполярье—Пурпе обеспечит доступ к освоению крупных месторождений — Сузунского и Русского, Мессояхинского и Пякяхинского, Тазовкого и Заполярного.

Новопортовское месторождение

Северный регион — это уникальная минерально-сырьевая база, которая является важнейшим источникомэкономической мощи России, где роль арктических нефти и газа, а также других важнейших полезных ископаемых будет непрерывно возрастать. Это определяет необходимость наличия круглогодичного, скоростного вида транспорта на Северном морском пути, который способен проникать в глубь материка по магистральным рекам и их притокам и доставлять грузы конечным потребителям.
Новопортовское месторождение — одно из самых крупных нефтегазоконденсатных месторождений ЯНАО. Оно расположено в юго-восточной части п-ова Ямал (в 250 км к северу от Надыма, в 30 км от побережья Обской губы). Извлекаемые запасы категорий C1 и С2 — более 250 млн т нефти и конденсата, а также более 320 млрд м3 газа (с учетом палеозойских отложений). В 2014 г. «Газпром нефть» приступила на месторождении к выполнению программы эксплуатационного бурения и строительству объектов наземнойинфраструктуры.

Помимо технологических вызовов данного уникального проекта, весьма сложной оказалась логистическая схема вывоза нефти с месторождения. В этом труднодоступном месте, с чрезвычайно суровым климатом практически отсутствует инфраструктура, которой можно было бы воспользоваться для вывоза нефти и газа. В то же время в пиковые годы отгрузка нефти с месторождения может превышать 5,5 млн т.
Решение логистической задачи — один из главных факторов успешности и экономической эффективности проекта освоения этого стратегически важного месторождения.

Выбор решения по вывозу нефти

Схема вывоза нефти с Новопортовского месторождения — танкерами по Обской губе и Северному морскому пути — решение, обусловленное спецификой актива, находящегося на значительном удалении (сотни километров) от любойназемнойтранспортной инфраструктуры.

При всем многообразии вариантов транспорта базовыми были три: трубопроводный, железнодорожный и морской. Первый вариант потребовал бы строительства напорного трубопровода большой протяженности и сопутствующей инфраструктуры. Основные варианты строительства трубопровода были представлены тремя направлениями: трубопровод до насосно-перекачивающей станции (НПС) «Уса» длиной порядка 830 км; до НПС «Красноленинская» длиной примерно 950 км; до НПС «Пурпе» длиной около 740 км, но с необходимостью пересечения Обской губы.

tnw1200-_DSC3737[1].jpg

Варианты транспортировки нефти


Железнодорожный вариант при высокой стоимости и ограниченной пропускной способности железнодорожных перевозок в этом малоосвоенном регионе сразу показал отрицательную экономическую эффективность, хотя также был представлен тремя возможными направлениями: железнодорожный транспорт или трубопровод до станции Паюта (длина пути порядка 170 км) и далее по существующей железной дороге Обская — Бованенково на реализацию; трубопровод до железнодорожной станции Паюта (порядка 170 км), далее по железной дороге Обская — Бованенково до станции Харасавэй (строительство дополнительных путей длиной примерно 450 км), откуда морским транспортом в порт Мурманск.

Третий вариант — морской путь с возведением нефтеналивного терминала и дальнейшей транспортировкой нефти с использованием танкерного флота — был представлен четырьмя направлениями трубопроводного транспорта до морских терминалов:

— «Мыс Каменный» длиной порядка 100 км и далее морским транспортом в порт Мурманск на реализацию;
— «Сабетта» длиной около 450 км и далее морским транспортом в порт Мурманск на реализацию;
— «Харасавэй» длиной примерно 450 км и далее морским транспортом в порт Мурманск на реализацию;
— в Байдарацкой губе длиной порядка 280 км и с необходимостью пересекать заповедник и далее морским транспортом в порт Мурманск на реализацию.

В результате многократных проработок вариантов, оценки чувствительности проекта наиболее целесообразным и экономически эффективным был признан морской путь с размещением нефтеналивного терминала в районе мыса Каменный. Из-за мелководной прибрежной зоныи постоянных наносных течений построить нефтеналивной терминал на берегу невозможно, поэтому выбор был сделан в пользу выносного причального устройства на расстоянии 3,7 км от берега.

Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти

Рейдовая погрузка нефти и нефтепродуктов применяется во многих портах мира, есть положительный опыт строительства и эксплуатации таких сооружений в северных широтах, но терминал, построенный в Арктике, уникален. Его уникальностьзаключаетсяв следующем.
— Это первый терминал, обеспечивающий отгрузку нефти в таких суровых климатических условиях.
— Инновационные подходы в проектировании — математическое и натурное моделирование в ледовых бассейнах для учета влияния ледовой ситуации.
— Дистанционное управление, нахождение на терминале команды не требуется.
— Предусмотрена защита от разлива нефти в любой, даже аварийной ситуации. Вся система защиты работает автоматически, что гарантирует практически полную безопасность для окружающей среды.

Ледокольные суда обеспечения, строящиеся для проекта, практически не имеют аналогов в мире (ледовый класс по РМРС — Icebreaker 8, уникальные обводы корпуса). Терминал имеет следующие технические характеристики.
— Корпус терминала представляет собой башенную конструкцию массой 4407 т, которая возвышается на 61 м над уровнем воды и имеет общую высоту около 80 м.
— Фундамент расположен на морском дне и состоит из основания, раскрепленного на 12 сваях длиной от 70 до 90 м и опорной колонны.
— Полная длина поворотной части 78 м. Условияэксплуатации терминала:
— низкие зимние температуры (до —50 °С);
— толщина пресного льда до 2,5 м;
— период свободной навигации в среднем 85 дней;
— мелководность (11–13 м), пресная вода;
— штормовые условия (скорость ветра до 40 м/с);
— ограниченная видимость (туманы, полярные сумерки);
— в период между отгрузками по трубопроводу должна осуществляться циркуляция подогретойнефти

Все эти условия моделировались еще на стадии разработки проектных и технических решений специалистами профильных институтов как в России, так и за рубежом, а основные исследования проведены в ледовом бассейне Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге. Проектирование осуществлял крымский институт «Шельф», а генеральным подрядчиком по строительно-монтажным работам выступила компания «Стройтрансгаз-М».

Много технических решений подсказал аналог — терминал отгрузки нефти проекта «Сахалин-1», успешно осуществляющий круглогодичное транспортирование нефти и неоднократно удостоенный наградами за лучшие показатели в экономической, экологической и социальной областях.

Оборудование терминала изготавливалось как российскими предприятиями, так и европейскими производителями. Поставка и окончательная сборка осуществлялись на верфи, расположенной в Абу-Даби. Восемь наименований технологического оборудования европейских производителей попали под санкции и успешно были заменены на аналоги. На строительство терминала было затрачено более 1 млн человеко-ч работы персонала.

tnw1200-_DSC3737[1].jpg

Общая схема разработки месторождения Новый Порт


В активную стадию реализации проект строительства Арктического терминала вошел в летнюю навигацию 2014 г., а завершился осенью 2015 г. монтажом конструкции терминала, прокладкой подводных трубопроводов и кабелей. Работать в акватории можно было только в период летней навигации, при отсутствии льда с августа по начало октября, что составляет менее 2,5 мес в год. В остальное время года работы в акватории невозможны — предлагаемые на мировом рынке специализированные суда для выполнения строительно-монтажных работ не имеют ледового класса. В частности, для монтажа терминала в Обской губе был задействован уникальный плавучий кран «Олег Страшнов» грузоподъемностью более 5 тыс. т, таких судов во всем мире менее десяти.

Следует отметить, что проектная команда, используя мировой опыт и применяя лучшие практики проектного менеджмента, несмотря на санкции и необходимость перепроектирования некоторых конструкционных узлов терминала, смогла остаться в графике работ, а общая фактическая стоимость оказалась меньше сметного расчета.

Обслуживающего персонала на конструкции Арктического терминала не будет — при отгрузках управление работой оборудования будет осуществляться дистанционно с ледокольных судов обеспечения. В задачи дистанционного управления войдут и проводка танкеров ледового класса от порта Сабетта до мыса Каменного, и швартовка к терминалу. Строительством двух ледокольных судов обеспечения, которые будут постоянно работать в районе арктического терминала, по заказу «Газпром нефти» занимается выборгский судостроительный завод «Объединенная судостроительная корпорация». В качестве судов обеспечения проектируются многоцелевые дизель-электрические ледоколы мощностью 22 МВт с ледовым классом Icebreaker 8, который обеспечивает проходимость во льдах толщиной более 2 м и возможность непрерывной работы при температурах ниже —50 °С.

Осуществляя подготовку к эксплуатации месторождений, расположенных на севере ЯНАО, «Газпром нефть» до начала промышленной добычи проводит всесторонний экологический мониторинг окружающих территорий. Такой подход позволяет не только зафиксировать естественное состояние уникальной арктической экосистемы, но и спланировать природоохранные мероприятия с учетом текущей экологической обстановки. В частности, в проекте будет применяться принцип нулевого сброса. И терминал, и вспомогательные суда оборудуют емкостями для сбора технических жидкостей и льяльных вод, которые будут вывозиться из акватории для последующей очистки. Разработан подробный план ликвидации разливов, регламентирующий действия наземных служб и флота, укомплектованного скиммерами, надувными бонамии сорбентами для сбора нефти. Аварийно-спасательную вахту в районе терминала будет нести Морспасслужба.

Кроме этого, забота о хрупком экологическом равновесии в Обской губе потребовало проектирования и строительства уникального арктического терминала без применения дноуглубительных работ. Начать эксплуатировать это уникальное сооружение планируется уже в 2016 г.

При поддержке «Газпром нефти» для искусственного воспроизводства муксуна в реки ЯНАО и ХМАО в ближайшие годы планируется выпустить около 20 млн мальков этой ценной рыбы. На сегодняшний момент компанией выпущено в реки более 3,5 млн мальков. Согласно экспертным оценкам производственная деятельность компании на Ямале не оказывает негативного влияния на популяцию водной фауны. Тем не менее «Газпром нефть» совместно с Правительством ЯНАО продолжит реализацию комплексной программы по улучшению популяции ценных пород рыб.

Морской путь

Реальная возможность бесперебойного круглогодичного вывоза нефти через Обскую губу была подтверждена весной 2011 г. Задачами первого арктического похода стали проверка судоходности Обской губы в период сложной ледовой обстановки и подтверждение возможности морского транспорта нефти Новопортовского месторождения. Для этого атомный ледокол «Вайгач» прошел от порта Сабетта до мыса Каменного в апреле, в период наиболее сложной ледовой обстановки, когда толщина льда в акватории достигает 2,5 м. Средняя скорость хода составила 3 узла, и через несколько дней пути, 28 апреля, ледокол достиг точки предполагаемого места размещения Арктического терминала.

По приглашению «Газпром нефти» в переходе приняли участие специалисты научного института ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова». Они провели исследования ледовой обстановки акватории Обской губы, параметров движения ледокола в текущей ледовой обстановке, дали рекомендации по проводке судов.

Так, еще в 2011 г., у компании появился первый положительный опыт работы с «Атомфлотом» и подтверждение возможности круглогодичного вывоза нефти через Обскую губу. Общая логистическая схема вывоза нефти с месторож-дения сегодня выглядит следующим образом.

tnw1200-_DSC3737[1].jpg

Схема транспортировки нефти морским путем


Нефть транспортируется с промысла по напорному нефтепроводу протяженностью 105 км на приемосдаточный пункт в районе мыса Каменного и далее, через Арктический нефтеналивной терминал, отгружается в танкеры.
Для транспортирования стандартным крупнотоннажным флотом оптимальным пунктом промежуточной перевалки определен порт Мурманск. Для этого порта характерно:
— отсутствие ледовых ограничений для танкеров;
— присутствие таможни в порту накопления;
— высокая осадка в порту.

Протяженность маршрута от мыса Каменного до Мурманска составляет около 2500 км, круговой рейс танкер выполняет около 2,5 недель. После Мурманска нефть транспортируется в порты Западной Европы. В пути танкеры будут сопровождать ледоколы ФГУП «Атомфлот». Учитывая, что пик добычи нефти Новопортовского месторождения придется на 2017 г., и территориальную близость проектов «Ямал-СПГ», «Шельф Карского моря», «Пайяхское месторожение», также требующих проводки судов во льдах, «Атомфлот» строит дополнительно к действующим два ледокола ЛК-60.

Для выполнения графика отгрузки нефти в работу будут вовлечены четыре танкера типа «Астрахань» класса Arc5 — Ice Condor и Ice Eagle (компании Roswell) и Bozdag и Ginaldag (компании Palmali). С августа 2016 г. планируются дополнительное привлечение танкеров класса Arc4, ввод специальных, строящихся на заказ танкеров класса Arc7.

Характеристики строящихся по заказу «Газпром нефти» танкеров следубщие:
Тип..........................................................................
Класс РМРС........................................................
Осадка максимальная, м..................................
Длина, м...............................................................
Ширина, м...........................................................
Высота борта, м.................................................
Скорость, узлы..................................................
Мощностьгидравлического привода, кВт.....
Arctic Shuttle Tanker
Arc 7
9,5
249
34
15
14
2×11000
В итоге в акватории Арктического терминала предполагается работа судов трех классов:
— атомный ледокольный флот;
— ледовые судна обеспечения;
— танкерный флот.

Следует отметить, что нефть Новопортовского месторождения имеет высокое качество и превосходит по характеристикам нефть марки Urals. Своевременная и ритмичная поставка высококачественной нефти новой марки Novy Port позволяет получать дополнительную премию за качество.

Таким образом, успешная реализация проекта освоения Новопортовского месторождения не только дает возможность компании достигать поставленные стратегические цели. Логистические решения и вовлеченность в проект федеральных и местных властей существенно влияют на развитиеСеверногоморскогопути— единственной возможности освоения российского Севера, развития его инфраструктуры,месторожденийполезных ископаемых.

В декабре 2013 г. губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин и Министр транспорта России Максим Соколов подписали Меморандум между Правительством ЯНАО и Министерством. В Меморандуме подчеркнута важность реализации программных положений Стратегии развития арктической зоны РФ до 2020 года в отношении продвижения и закрепления интересов России в Арктике. В нем также отмечено, что реализация проекта «Новый порт» на Ямале позволит повысить эффективность арктической континентальной транспортной артерии и увеличить долю арктического региона России в ВВП государства.

Арктический терминал — это важнейший форпост развития как Северного морского пути и Арктики, так и внешнего транспорта для добываемых в этих регионах углеводородов.

Благодаря мощной поддержке федеральных и региональных властей, их заинтересованности в развитии региона и улучшении жизни коренного населения, реализация проекта «Новый Порт» позволяет в рекордные строки выстроить гибкую инфраструктуру вывоза нефти, открывает новые перспективы для освоения месторождений, удаленных от существующей инфраструктуры, дает богатый опыт освоения и развития сложнейшего региона России.
Немаловажным для компании при реализации проекта «Новый Порт» и решения логистических задач стал опыт импортозамещения в условиях наложенных санкций. Существенными составляющими успеха стали совместные работы с российскими и зарубежными компаниями: ОАО «Межрегионтрубопроводстрой», ООО "Мордрага«,институт «Шельф» и Bluewater, ПАО «Совкомфлот» и АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Для нашей страны Северный морской путь — не только перспективная морская магистраль, но также и инструмент, который позволяет решать очень многие вопросы в арктическом регионе, в том числе вопросы национальной безопасности. Реализация проектов даст возможность освоить богатейшие, но пока еще малодоступные месторождения, станет серьезным импульсом для социально-экономического развития не только Ямало-Ненецкого автономного округа, но и Урала в целом, Западной Сибири, будет иметь практическое значение для всей России.

1Сугаипов Д.А., Сандлер Ю.Л. Освоение новых месторождений нефти и газа в ОАО «Газпром нефть» с применением системы управления крупными проектами//Нефтяное хозяйство. — 2014. — № 12. — С. 6–9

Возврат к списку