Применение современных цифровых технологий в вопросах обеспечения безопасности платформы «Приразломная»

15.05.2020

PROНЕФТЬ. Профессионально о нефти. – 2020 - № 1 (15).

УДК 

А.Д. Билалов, И.В. Мохнаткин
ООО «Газпромнефть-Приразломное»

Электронный адрес: Bilalov.AD@gazprom-neft.ru

Ключевые слова: Арктика, шельф, морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», оценка рисков, безопасность

Выбор системы обеспечения безопасности производственных объектов шельфа должен быть обусловлен многокритериальным анализом применимости той или иной технологии. На морской ледостойкой стационарной платформе (МЛСП) «Приразломная» одной из основных систем является автоматизированная система управления и безопасности (АСУБ). Внедрение системы мониторинга и управления сигнализациями позволило повысить эффективность работы персонала центрального поста управления платформой. Новые подходы к работе совместно с применением новейших цифровых технологий дали положительный синергетический результат.

Modern digital technologies application in the questions of safety assurance at the prirazlomnaya platform

PRONEFT''. Professional'no o nefti, 2020, no. 1 (15).

A.D. Bilalov, I.V. Mokhnatkin
Gazpromneft-Prirazlomnoe LLC, RF, Saint-Petersburg

E-mail: Bilalov.AD@gazprom-neft.ru

Keywords: Arctic; offshore; Prirazlomnaya; risk assessment, HSE

The choice of a safety system for offshore production facilities assurance should be based on a multi-objective analysis of the particular technology applicability. One of the main systems at the Prirazlomnaya platform is the automated system of control and safety. By improving the system and applying the most modern world practices at the Prirazlomnaya platform, which are unique for our country, it is possible to reach new peaks. Alarms control and monitoring system adoption allowed to increase the personnel’s work efficiency at the central control station of the platform. New approaches in specialists work together with the latest digital technologies gave a positive synergetic result.

DOI: 10.24887/2587-7399-2020-1-61-63

Введение

В настоящее время в условиях значительного роста объема необходимой для обработки информации, ее нечеткости, сокращения времени для принятия решения традиционные подходы к выполнению многих управленческих задач оказываются неэффективными. Необходимы новые, перспективные технологии, к которым относятся в первую очередь когнитивные и цифровые . Они наиболее эффективны при работе с системами, характеризующимися многоаспектностью происходящих в них процессов, анизотропией свойств и изменчивостью характера процессов во времени [1]. К подобным сложным системам можно отнести автоматизированную систему управления и безопасности (АСУБ) морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная».

Современные системы обеспечения безопасности

На МЛСП «Приразломная» уже несколько лет успешно функционирует один из инструментов цифровизации процессов – система мониторинга ниторинга и управления сигнализациями (СМУС) автоматизированной системы управления и безопасности платформы. Интеллектуальный программный комплекс СМУС помогает решать ключевые вопросы повышения безопасности производственных процессов в аспекте снижения числа поступающих сигналов на рабочую станцию инженера-технолога центрального поста управления (ЦПУ), который управляет всеми системами платформы 24 ч в сутки. Цель проекта внедрения СМУС на МЛСП «Приразломная» заключалась в повышении уровня промышленной безопасности технологических процессов путем снижения числа срабатываний сигнализаций, уменьшения нагрузки на инженеров-технологов ЦПУ и увеличения эффективности их действий по своевременному обнаружению и предотвращению аварийных ситуаций. Каждую смену в АСУБ платформы «Приразломная» происходит генерация около сотни тревожных сигналов (алармов), которые в основном связаны с вводом в эксплуатацию оборудования и отклонениями от норм технологического режима в установленных лимитах [2]. Эффективная система сигнализации обеспечивает оповещение инженера-технолога ЦПУ в нужное время, при этом сигналы поступают в приоритетном порядке с необходимой информацией. При поступлении на автоматизированное рабочее место (АРМ) ЦПУ большого числа активных тревожных сигналов инженеру-технологу ЦПУ иногда трудно заметить новые критически важные тревожные сообщения, появившиеся на консоли управления, и своевременно предпринять действия для недопущения развития потенциальных последствий, как в случае игнорирования тревожного сигнала. Учитывая специфику работы на шельфе Арктики, цена ошибки принятия решений очень высока [3]. Внедрение СМУС (Alarm Management) помогает отследить текущее состояние системы с помощью мониторинга показателей системы тревожных сообщений. Но для того, чтобы улучшить целостность и надежность МЛСП, нужен комплексный подход при работе со СМУС (см. рисунок). Такой подход должен обязательно включать не только сам инструмент в виде программного обеспечения в новой версии Honeywell, но и процесс пересмотра и оптимизации всех тревожных сообщений (Alarm Rationa lization)

36.JPG

технологической службой, а также внедрение системы статического и динамического подавления алармов (Static and Dynamic Alarm Suppression). Повышение эффективности СМУС за счет применения нового инструмента «статическое и динамическое подавление сигнализаций», позволяет отфильтровать ненужные, устаревшие сигналы на АРМ ЦПУ. Это благоприятно влияет на работу инженератехнолога ЦПУ: в связи с тем, что снижается информационная нагрузка, он может полностью сконцентрироваться на ключевых индикаторах происходящих технологических процессов.

Заключение

Выбранный вектор развития на Приразломном нефтяном месторождении, направленный на соблюдение правил техники безопасности производства, развитие компетенций персонала, применение передовых практик, дает положительные результаты, что подтверждается статистикой. СМУС позволяет повышать уровень знаний об объекте, указывает на «узкие места» и позволяет прогнозировать развитие процессов, определять ресурсы, необходимые для оптимизации технологических процессов, накапливает информацию об аналогичных событиях, на основе чего персоналом разрабатывается детальный план компенсирующих мероприятий [4]. Применение «умных» цифровых технологий на МЛСП «Приразломная» дает возможность персоналу платформы принимать верные решения, непрерывно совершенствовать работу и повышать уровень коллективной и персональной культуры безопасности.

Список литературы

    1. Когнитивные технологии будущего. – https://mipt.ru/za-nauku/hardcopies/2008/1812/technologii.php
    2. Серенко И.А., Билалов А.Д. Внедрение системы мониторинга и управления сигнализациями систем обеспечения управления и безопасности платформы «Приразломная» // Сборник тезисов Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа (Арктика-2017). – 2017. – С. 152-153.
    3. Билалов А.Д., Мохнаткин И.В. Сравнительный анализ лучших мировых и российских подходов в вопросах обеспечения безопасности на примере месторождения «Приразломное» // Сборник тезисов конференции RAO CIS Offshore. – 2019. – С. 140-142.
    4. Мохнаткин И.В., Билалов А.Д. Внедрение системы мониторинга и управления сигнализациями на МЛСП «Приразломная» // Сборник тезисов конференции RAO CIS Offshore. – 2017. – c.182-183.

    Reference

    1. Kognitivnye tekhnologii budushchego (Cognitive technologies of the future), URL: https://mipt.ru/za-nauku/hardcopies/2008/1812/technologii.php
    2. Serenko I.A., Bilalov A.D., Vnedrenie sistemy monitoringa i upravleniya signalizatsiyami sistem obespecheniya upravleniya i bezopasnosti platformy “Prirazlomnaya” (Implementation of a monitoring and alarm management system for the Prirazlomnaya platform security and management systems), Proceedings of International competition of scientific, scientific, technical and innovative developments aimed at the development and development of the Arctic and the continental shelf (Arctic-2017), 2017, pp. 152-153
    3. Bilalov A.D., Mokhnatkin I.V., Sravnitel'nyy analiz luchshikh mirovykh i rossiyskikh podkhodov v voprosakh obespecheniya bezopasnosti na primere mestorozhdeniya Prirazlomnoe (Comparative analysis of the best world and Russian approaches to safety issues using the Prirazlomnoye field as an example), Proceedings of conference of RAO CIS Offshore, 2019, pp. 140-142.
    4. Mokhnatkin I.V., Bilalov A.D., Vnedrenie sistemy monitoringa i upravleniya signalizatsiyami na MLSP “Prirazlomnaya” (Implementation of the alarm monitoring and control system on the Prirazlomnaya offshore ice-resistant fixed platform), Proceedings of conference of RAO CIS Offshore, 2017, pp.182-183.

Возврат к списку